Кошик порожній

Как выбрать навигатор - от Doroga.UA

Как выбрать навигатор - от Doroga.UA 01.11.2011

Вопрос о том, что такое GPS-навигация, как она работает и нужна ли она вообще, у большинства автомобилистов, и автотуристов в частности, уже не возникает. Теперь актуален вопрос, как выбрать хороший навигатор.

- Какой у вас навигатор?
- GPS.


Подобные диалоги, которые часто приходится слышать в жизни и встречать на форумах, говорят о том, что многие пользователи просто не представляют себе, что они покупают, в лучшем случае опираясь на рекомендации знакомых или менеджеров в магазинах. Для них навигатор – это логотип, нанесенный на переднюю панель прибора, хотя в большинстве случаев это лишь фирма-производитель «железа», либо просто бренд дистрибьютора.

В этой статье речь идет в основном о специализированных съемных автомобильных навигаторах, которые крепятся на присоске к лобовому стеклу машины. Обычно эти приборы представляют собой законченные аппаратно-программные решения, т.е. после покупки такое устройство достаточно просто включить, и оно сразу будет готово к работе, как любой бытовой прибор. Но все ниже описанное относится и к смартфонам с функцией навигации, которые становятся все популярнее.

С другой стороны, автомобильный навигатор – это тоже полноценный компьютер, только заточенный под одну функцию. Условно говоря, как и все компьютеры, он состоит из «железа» (процессор, память, экран и т.д.) и «софта» (операционная система, навигационной программа, карта). Часто может выполнять и некоторые дополнительные функции: проигрывать видео и музыку, показывать фотографии, работать как видеорегистратор и т.д.

Операционная система (ОС или, как еще говорят, платформа) всегда жестко связана с «железом», т.е. покупая любой конкретный навигатор, вы привязываетесь к его ОС. Некоторые производители навигаторов также не оставляют нам выбора и навигационной программы, а значит и интерфейса. Карты обычно можно выбирать. Но каждый из компонентов, составляющих навигатор, все-таки можно и нужно рассматривать отдельно.

«Железо»

Тест-драйв GPS Внешний вид и эргономика для автонавигаторов не имеют большого значения, да и негде тут разгуляться дизайнерской фантазии – просто тонкая коробочка с экраном во всю плоскость. Стоит обратить внимание разве что на тип крепления. Длинная гибкая штанга удобна, но ненадежна, навигатор на ней будет раздражающе трястись. Очень удобно, когда электропитание подключено прямо к креплению – тогда прибор можно снять или установить на место одним движением. Обязательно наличие шнура питания от прикуривателя, желателен адаптер к бытовой электросети для зарядки устройства вне автомобиля или хотя бы возможность подзарядки через USB-кабель.

Понятно, что большой экран лучше маленького, но тут есть нюансы. Приборы с большими экранами тяжелее и габаритнее, их неудобно носить в кармане, что имеет большое значение, если вы собираетесь использовать навигатор и в пешеходном режиме. Для отображения картинки на экране с высоким разрешением устройству нужно прорисовывать больше деталей, а это значит, что со слабым процессором графика будет подтормаживать, а мощный процессор будет потреблять больше энергии, что негативно скажется на продолжительности автономной работы. Кстати, лучшими показателями продолжительности работы на батарейке традиционно отличаются навигаторы Garmin – от 4 часов и больше.

Тоже самое с процессором – чем он производительнее, тем лучше, но и аккумулятор потребуется более емкий, что опять таки скажется на массе. Конечно, в автомобильном режиме это не принципиально, поскольку в машине прибор питается от бортовой сети. А вот с памятью все более однозначно – чем ее больше, тем лучше. В первую очередь важен объем оперативной памяти (RAM), а размер встроенной флеш-памяти начинает играть важную роль только в том случае, если прибор не обладает слотом для внешних карт памяти, что редкость. Также можно поинтересоваться типом GPS-приемника (сейчас обычно это Atlas IV или более точный и экономичный Atlas V), но особого значения для автомобильного навигатора это не имеет – их точность не сильно отличается, и в любом случае она достаточна для бытового использования.

Если вы рассчитываете пользоваться «пробочным» сервисом (учетом оперативной информации об уличном трафике при построении маршрута), вам необходимо устройство с доступом в Интернет, поскольку распространенные на западе радиосервисы у нас не работают.

Специализированное «железо» часто выпускается под брендами крупных производителей (Garmin, EasyGo, Prestigio, Shuttle, «Визиком», «Навител» и т.д.), при этом в поставку (а значит и в стоимость) обычно входит определенная навигационная программа и лицензионная карта. Мелкие производители продают под своими брендами недорогие китайские приборы, устанавливая на них такое же недорогое (а значит и не всегда качественное) лицензионное ПО. На нашем рынке также очень распространены дешевые «пустые» устройства, на которые продвинутые пользователи затем устанавливает софт на свое усмотрение. Ну а многофункциональные устройства типа смартфонов покупатели чаще всего выбирают, руководствуясь другими критериями, а уж затем задумываются, как лучше приспособить их для навигации.

Оптимальные технические параметры среднего навигатора:

  • физический размер и разрешение экрана – от 4.3" (480x272) до 5” (800х480);
  • тактовая частота процессора – от 400 до 600 МГц;
  • объем оперативной памяти – от 64 Мб, объем флеш-памяти – от 2 Гб;
  • время автономной работы – не менее 4 часов;
  • наличие сетевого адаптера и шнура питания от прикуривателя.

Операционная система (платформа)

Выбор навигационных программ под iPhone невеликТип операционной системы, которая управляет «железом», определяет совместимость устройства с различными навигационными программами и картами. Так, родственные ОС Windows Mobile и Windows CE благодаря их распространенности гарантируют, что под ними вы сможете использовать практически любые навигационные программы и карты, но при этом Windows никогда не отличалась быстродействием, стабильностью работы и защищенностью. Операционная система Android имеет большие перспективы, но программ и карт для нее пока меньше. Платформа Symbian, которую продвигает Nokia, постепенно вытесняется с рынка более успешными конкурентами. А некоторые производители навигаторов и смартфонов, как Garmin и iPhone, используют свои закрытые операционные системы, оптимизированные именно под их устройства. Они отличаются наилучшей стабильностью и производительностью, но еще больше ограничивают пользователя в выборе программ и карт. На Garmin, например, вы не сможете установить никакую другую программу, и выбор у вас будет только из трех карт Украины.

Навигационные программы

Теоретически вы можете купить «пустой» навигатор и установить на него любую программу, которая совместима с его ОС. Но такая раздельная покупка обойдется вам дороже, чем приобретение устройства и программы «в сборе» (конечно, если вы планируете использовать лицензионное ПО). На большинство навигаторов можно параллельно установить несколько разных программ, чтобы в разных случаях использовать преимущества каждой из них.

Самые популярные навигационные программы в Украине: Garmin (США), iGO (Венгрия), «Навител» (Россия), «Визиком» (Украина). Зачастую, так и говорят: «У меня навигатор iGO», не уточняя при этом ни название самого прибора, ни тип карты. Это значит, что в основном пользователи ассоциируют навигатор именно с программой.

iGO отображает больше информации в режиме навигацииОт того, какая навигационная программа будет установлена на вашем навигаторе, зависит удобство его использования и совместимость с разными картами. Каждая программа имеет свой интерфейс, но это зачастую дело вкуса. Кому-то больше нравится минималистический дизайн Garmin, его простое и интуитивное меню, крупные кнопки-пиктограммы, жирные полоски дорог и контрастные стрелки-подсказки, отсутствие лишних деталей на экране в режиме навигации. Другие отдают предпочтение продвинутому iGO, который имеет больше настроек, более «топографично» отображает карту, объемно прорисовывает развязки, показывает в режиме навигации больше данных одновременно (например, но только направление ближайшего поворота, а и направление следующего за ним), но имеет довольно сложное меню (правда, имеется и простой режим, при котором доступны только самые важные навигационные функции и базовые настройки). К интерфейсу «Навител» придется привыкать, если раньше вы пользовались другой программой, но он нравится самым продвинутым пользователям отличным быстродействием и огромным количеством настроек, а также реально работающим «пробочным» сервисом (актуально для приборов с возможностью Интернет-подключения). Преимущество «Визикома» только одно – очень детальная карта по регионам (правда, с ограниченными возможностями адресного поиска), а вот интерфейс вызывает только нарекания.

Garmin отличается простотой интерфейсаПрограммы также сильно отличаются функциональностью (например, добавление промежуточных точек в маршрут, запись треков, прямая работа с координатами), причем даже разные версии одной программы могут иметь искусственно ограниченную функциональность, чтобы оправдать разницу в стоимости. Нюансов тут море – потянет на отдельную статью. Стоит выделить самую важную деталь – возможность точечного поиска по сложным адресам с буквами и дробями. На сегодняшний день такой функциональностью не обладала только iGO, но в последней версии iGO Primo эту проблему решили.

Неспециализированные устройства типа смартфонов могут использовать мобильные навигационные приложения для популярных онлайновых карт от Google и «Яндекс», которые поддерживают пробочный сервис, но требуют для этого постоянного Интернет-подключения. «Яндекс» при этом пока не владеет полноценной технологией навигации (можно только проложить маршрут), а Google официально в Украине вообще не работает (хотя «народные умельцы» эту проблему уже как-то решают).

За рамками обзора остались многие другие навигационные программы, которые в данный момент не пользуются большой популярностью в Украине: TomTom, Mireo, «Автоспутник», «СитиГид» и др.

Почти все навигационные программы независимо от базовой платформы имеют версии под другие популярные операционные системы, в первую очередь под Windows. К примеру, уже существует мобильная версия Garmin Mobile XT для сотовых телефонов, смартфонов и КПК на операционных системах Windows Mobile, Palm OS и Symbian. Но вот на iPhone или Android-устройства установить Garmin пока нельзя. 

Таблица совместимости ОС, навигационных программ и карт

Навигационная
программа
Операционные системы Карты Украины Бренды производителей
Garmin Gnome Linux, Windows Mobile,
Palm OS, Symbian
NavLux, CarteBlanche,
Aeroscan
Garmin
iGO Windows CE, Windows Mobile,
Apple iOS, Android
CarteBlanche, Tele Atlas,
Navteq
Navon, Prestigio, Mustek,
Altina, Ergo, Magneo
Навител Windows Mobile, Windows CE,
Android, Symbian, Apple iOS, bada
Навител, travelGPS Navitel, EasyGo, Shuttle,
Altina, Globex, Globway
Визиком Windows CE, Windows Mobile Визиком Visicom, Visicom/Altina

Навигационные карты

Карта Украины НавЛюкс 2011Чаще всего нарекания пользователей вызывают именно карты: недостаточная детализация, плохая привязка к местности, неучтенность действия дорожных знаков и разметки, неверная оценка пропускной способности дорог, другие ошибки и неточности. Разработка карт – очень сложный и дорогостоящий процесс. Трудно требовать от разработчиков идеального результата, если учесть, что в нашей стране мало кто приобретает карты честно, а значит средства на развитие у картографов сильно ограничены. Но конкуренция делает свое дело – год от года карты становятся точнее. В среднем обновления выходят раз в квартал.

Покрытие Киевской области КартБланшОсновной показатель, на который нужно ориентироваться при выборе карты – количество населенный пунктов с адресным поиском. От этого зависит, сможет ли навигатор привести вас точно по адресу где-нибудь в Жмеринке. Большинство серьезных разработчиков уже имеют детальные карты с номерами и даже силуэтами домов (а иногда и 3D-моделями) всех областных центров, крупных городов и важных туристических центров. Учитывайте, что города с «названиями улиц» – это не совсем полноценный адресный поиск. Хотя даже простая сетка дорог – уже лучше, чем просто внешний контур населенного пункта, но этот параметр детализации на большинстве карт примерно одинаковый. Кроме того, заявленные данные разработчиков об адресном поиске могут быть завышены (например, в городе имеются названия улиц и контуры домов, а нумерация частично или даже полностью отсутствует).

Навигация до парадного - GarminВажнее – прорисовал ли разработчик дворовые проезды в том городе, который вас больше всего интересует (например, в котором вы живете), т.е. сможет ли навигатор привести вас прямо к подъезду нужного вам дома. Правда, и эти данные не всегда объективны, ведь неизвестно, производил ли разработчик съемку на местности, или просто перерисовал контуры дворов по спутниковому снимку, не учитывая повсеместные ныне шлагбаумы и бетонные блоки поперек проездов.

Также бывает важно в пути быстро найти заправку или гостиницу – за это отвечает база POI (точек интереса). Чем она больше, тем лучше… теоретически, ведь вряд ли вам когда-нибудь понадобятся все школы или агентства недвижимости страны. Всю эту информацию следует проверять на сайтах разработчиков, поскольку обновления карт выходят часто, и эти данные постоянно меняются.

Ведущие разработчики автомобильных навигационных карт Украины: «Аэроскан», «Визиком», «КартБланш», «Навлюкс». Их продукция отличается наилучшей прорисовкой дорожной сети Украины и самой широкой базой адресного поиска по городам. Отличия обусловлены разными стратегиями развития. Кто-то уделяет основное внимание лишь крупным городам, кто-то последовательно и равномерно покрывает населенные пункты от больших к малым, кто-то тщательнее прорисовывает развязки на трассах.

СитиГид с картой travelGPSЕще один интересный проект – бесплатная карта travelGPS под «СитиГид», которую разрабатывают и поддерживают энтузиасты на основе данных самих пользователей. Эта карта отличается высокой детализацией по Киеву и некоторым другим городам, а также частотой обновлений и быстротой внесения изменений. Главный недостаток – несистемность разработки. Какие-то мелкие населенные пункты могут быть прорисованы подробно, а крупные и важные – очень условно. Для частых поездок по стране эта карта не подходит, но киевские пользователи активно используют ее с российской программой «Навител» (стандартная навителовская карта Украины сильно ей уступает) и с «СитиГидом», который сейчас пытается наладить полноценный «пробочный» сервис.

Нет так давно глобальный мировой разработчик Navteq, карты которого используют в частности Nokia, Garmin и iGO, включила в поставку карт Европы и Украину, но детализация оставляет желать лучшего. Та же история с картами Украины от другого мирового картографического монстра Tele Atlas, которые используются навигаторами TomTom и иногда поставляются с iGO (обычно российской сборки, где Tele Atlas имеет довольно крепкие позиции). Есть еще карта украинского разработчика NaTeC, которую использует российский производитель навигаторов «Автоспутинк», но и она пока проигрывает всем конкурентам по детальности прорисовки дорог. То же можно сказать об онлайновых картах Google Maps и «Яндекс.Карты», которые по умолчанию используются в некоторых смартфонах.

Однозначного ответа на вопрос, какая карта лучше, дать нельзя. У каждой свои преимущества и недостатки, разное покрытие по разным регионам. Вчерашний аутсайдер после выхода очередного обновления может стать лидером. В начале октября туристический портал Doroga.UA протестировал три карты от ведущих разработчиков. С результатами вы можете ознакомиться в статье «Малый чемпионат навигаторов: тест-драйв Doroga.UA». На очереди – расширенный тест с участием всех существующих карт Украины.

Андрей Тычина, Doroga.UA


Повернення до списку




Задайте нам питання:

Ваше ім'я*
Ваш e-mail*
Повідомлення*
Захист від автоматичних повідомлень
CAPTCHA
Введіть слово на картинці*


Актуальні новини

Безпечні глибоководні занурення та пригоди на суші: представляємо серію Descent™ Mk3, яка дає можливість обмінюватись повідомленнями під водою 21.03.2024 Безпечні глибоководні занурення та пригоди на суші: представляємо серію Descent™ Mk3, яка дає можливість обмінюватись повідомленнями під водою
Об'єднайте комп'ютер Descent Mk3i з трансивером Descent T2 для зв'язку з дайверами на глибині, користування функцією допомога дайверу та моніторингу тиску в кисневих балонах.
Garmin опублікувала звіт про передачу сигналів SOS з пристроїв inReach за 2023 рік 14.03.2024 Garmin опублікувала звіт про передачу сигналів SOS з пристроїв inReach за 2023 рік
Компанія надала ключові висновки та результати аналізу тенденцій подачі сигналів SOS до міжнародного координаційного центру Garmin Response℠ з усього світу.
Garmin представляє Forerunner 165 — прості у використанні бігові GPS-годинники з екраном AMOLED, які зроблять пробіжки яскравішими 22.02.2024 Garmin представляє Forerunner 165 — прості у використанні бігові GPS-годинники з екраном AMOLED, які зроблять пробіжки яскравішими
Новинки у сімействі Forerunner генерують для любителів бігу особисті плани тренувань, надають інформацію про стан здоров'я та відстежують більше спортивних показників.