Как выбрать навигатор - от Doroga.UA
Вопрос о том, что такое GPS-навигация, как она работает и нужна ли она вообще, у большинства автомобилистов, и автотуристов в частности, уже не возникает. Теперь актуален вопрос, как выбрать хороший навигатор.
- Какой у вас навигатор?
- GPS.
Подобные
диалоги, которые часто приходится слышать в жизни и встречать на
форумах, говорят о том, что многие пользователи просто не представляют
себе, что они покупают, в лучшем случае опираясь на рекомендации
знакомых или менеджеров в магазинах. Для них навигатор – это логотип,
нанесенный на переднюю панель прибора, хотя в большинстве случаев это
лишь фирма-производитель «железа», либо просто бренд дистрибьютора.
В этой статье речь идет в основном о специализированных съемных автомобильных навигаторах,
которые крепятся на присоске к лобовому стеклу машины. Обычно эти
приборы представляют собой законченные аппаратно-программные решения,
т.е. после покупки такое устройство достаточно просто включить, и оно
сразу будет готово к работе, как любой бытовой прибор. Но все ниже
описанное относится и к смартфонам с функцией навигации, которые
становятся все популярнее.
С другой стороны, автомобильный навигатор – это тоже полноценный
компьютер, только заточенный под одну функцию. Условно говоря, как и все
компьютеры, он состоит из «железа» (процессор, память, экран и т.д.) и
«софта» (операционная система, навигационной программа, карта). Часто
может выполнять и некоторые дополнительные функции: проигрывать видео и
музыку, показывать фотографии, работать как видеорегистратор и т.д.
Операционная система (ОС или, как еще говорят, платформа) всегда
жестко связана с «железом», т.е. покупая любой конкретный навигатор, вы
привязываетесь к его ОС. Некоторые производители навигаторов также не
оставляют нам выбора и навигационной программы, а значит и интерфейса.
Карты обычно можно выбирать. Но каждый из компонентов, составляющих
навигатор, все-таки можно и нужно рассматривать отдельно.
«Железо»
Внешний вид и эргономика для автонавигаторов не имеют большого значения, да и
негде тут разгуляться дизайнерской фантазии – просто тонкая коробочка с
экраном во всю плоскость. Стоит обратить внимание разве что на тип
крепления. Длинная гибкая штанга удобна, но ненадежна, навигатор на ней
будет раздражающе трястись. Очень удобно, когда электропитание
подключено прямо к креплению – тогда прибор можно снять или установить
на место одним движением. Обязательно наличие шнура питания от
прикуривателя, желателен адаптер к бытовой электросети для зарядки
устройства вне автомобиля или хотя бы возможность подзарядки через
USB-кабель.
Понятно, что большой экран лучше маленького, но тут есть нюансы.
Приборы с большими экранами тяжелее и габаритнее, их неудобно носить в
кармане, что имеет большое значение, если вы собираетесь использовать
навигатор и в пешеходном режиме. Для отображения картинки на экране с
высоким разрешением устройству нужно прорисовывать больше деталей, а это
значит, что со слабым процессором графика будет подтормаживать, а
мощный процессор будет потреблять больше энергии, что негативно скажется
на продолжительности автономной работы. Кстати, лучшими показателями
продолжительности работы на батарейке традиционно отличаются навигаторы Garmin – от 4 часов и больше.
Тоже самое с процессором – чем он производительнее, тем лучше, но и
аккумулятор потребуется более емкий, что опять таки скажется на массе.
Конечно, в автомобильном режиме это не принципиально, поскольку в машине
прибор питается от бортовой сети. А вот с памятью все более однозначно –
чем ее больше, тем лучше. В первую очередь важен объем оперативной
памяти (RAM), а размер встроенной флеш-памяти начинает играть важную
роль только в том случае, если прибор не обладает слотом для внешних
карт памяти, что редкость. Также можно поинтересоваться типом
GPS-приемника (сейчас обычно это Atlas IV или более точный и экономичный
Atlas V), но особого значения для автомобильного навигатора это не
имеет – их точность не сильно отличается, и в любом случае она
достаточна для бытового использования.
Если
вы рассчитываете пользоваться «пробочным» сервисом (учетом оперативной
информации об уличном трафике при построении маршрута), вам необходимо
устройство с доступом в Интернет, поскольку распространенные на западе
радиосервисы у нас не работают.
Специализированное «железо» часто выпускается под брендами крупных
производителей (Garmin, EasyGo, Prestigio, Shuttle, «Визиком», «Навител»
и т.д.), при этом в поставку (а значит и в стоимость) обычно входит
определенная навигационная программа и лицензионная карта. Мелкие
производители продают под своими брендами недорогие китайские приборы,
устанавливая на них такое же недорогое (а значит и не всегда
качественное) лицензионное ПО. На нашем рынке также очень распространены
дешевые «пустые» устройства, на которые продвинутые пользователи затем
устанавливает софт на свое усмотрение. Ну а многофункциональные
устройства типа смартфонов покупатели чаще всего выбирают,
руководствуясь другими критериями, а уж затем задумываются, как лучше
приспособить их для навигации.
Оптимальные технические параметры среднего навигатора:
- физический размер и разрешение экрана – от 4.3" (480x272) до 5” (800х480);
- тактовая частота процессора – от 400 до 600 МГц;
- объем оперативной памяти – от 64 Мб, объем флеш-памяти – от 2 Гб;
- время автономной работы – не менее 4 часов;
- наличие сетевого адаптера и шнура питания от прикуривателя.
Операционная система (платформа)
Тип
операционной системы, которая управляет «железом», определяет
совместимость устройства с различными навигационными программами и
картами. Так, родственные ОС Windows Mobile и Windows CE благодаря их
распространенности гарантируют, что под ними вы сможете использовать
практически любые навигационные программы и карты, но при этом Windows
никогда не отличалась быстродействием, стабильностью работы и
защищенностью. Операционная система Android имеет большие перспективы,
но программ и карт для нее пока меньше. Платформа Symbian, которую
продвигает Nokia, постепенно вытесняется с рынка более успешными
конкурентами. А некоторые производители навигаторов и смартфонов, как
Garmin и iPhone, используют свои закрытые операционные системы,
оптимизированные именно под их устройства. Они отличаются наилучшей
стабильностью и производительностью, но еще больше ограничивают
пользователя в выборе программ и карт. На Garmin, например, вы не
сможете установить никакую другую программу, и выбор у вас будет только
из трех карт Украины.
Навигационные программы
Теоретически вы можете купить «пустой» навигатор и установить на него любую программу, которая совместима с его ОС. Но такая раздельная покупка обойдется вам дороже, чем приобретение устройства и программы «в сборе» (конечно, если вы планируете использовать лицензионное ПО). На большинство навигаторов можно параллельно установить несколько разных программ, чтобы в разных случаях использовать преимущества каждой из них.Самые популярные навигационные программы в Украине: Garmin (США), iGO (Венгрия), «Навител» (Россия), «Визиком» (Украина). Зачастую, так и говорят: «У меня навигатор iGO», не уточняя при этом ни название самого прибора, ни тип карты. Это значит, что в основном пользователи ассоциируют навигатор именно с программой.
От того, какая навигационная программа будет установлена на вашем навигаторе, зависит удобство его использования и совместимость с разными картами. Каждая программа имеет свой интерфейс, но это зачастую дело вкуса. Кому-то больше нравится минималистический дизайн Garmin, его простое и интуитивное меню, крупные кнопки-пиктограммы, жирные полоски дорог и контрастные стрелки-подсказки, отсутствие лишних деталей на экране в режиме навигации. Другие отдают предпочтение продвинутому iGO, который имеет больше настроек, более «топографично» отображает карту, объемно прорисовывает развязки, показывает в режиме навигации больше данных одновременно (например, но только направление ближайшего поворота, а и направление следующего за ним), но имеет довольно сложное меню (правда, имеется и простой режим, при котором доступны только самые важные навигационные функции и базовые настройки). К интерфейсу «Навител» придется привыкать, если раньше вы пользовались другой программой, но он нравится самым продвинутым пользователям отличным быстродействием и огромным количеством настроек, а также реально работающим «пробочным» сервисом (актуально для приборов с возможностью Интернет-подключения). Преимущество «Визикома» только одно – очень детальная карта по регионам (правда, с ограниченными возможностями адресного поиска), а вот интерфейс вызывает только нарекания.
Программы также сильно отличаются функциональностью (например, добавление промежуточных точек в маршрут, запись треков, прямая работа с координатами), причем даже разные версии одной программы могут иметь искусственно ограниченную функциональность, чтобы оправдать разницу в стоимости. Нюансов тут море – потянет на отдельную статью. Стоит выделить самую важную деталь – возможность точечного поиска по сложным адресам с буквами и дробями. На сегодняшний день такой функциональностью не обладала только iGO, но в последней версии iGO Primo эту проблему решили.
Неспециализированные устройства типа смартфонов могут использовать мобильные навигационные приложения для популярных онлайновых карт от Google и «Яндекс», которые поддерживают пробочный сервис, но требуют для этого постоянного Интернет-подключения. «Яндекс» при этом пока не владеет полноценной технологией навигации (можно только проложить маршрут), а Google официально в Украине вообще не работает (хотя «народные умельцы» эту проблему уже как-то решают).
За рамками обзора остались многие другие навигационные программы, которые в данный момент не пользуются большой популярностью в Украине: TomTom, Mireo, «Автоспутник», «СитиГид» и др.
Почти все навигационные программы независимо от базовой платформы имеют версии под другие популярные операционные системы, в первую очередь под Windows. К примеру, уже существует мобильная версия Garmin Mobile XT для сотовых телефонов, смартфонов и КПК на операционных системах Windows Mobile, Palm OS и Symbian. Но вот на iPhone или Android-устройства установить Garmin пока нельзя.
Таблица совместимости ОС, навигационных программ и карт
Навигационная программа |
Операционные системы | Карты Украины | Бренды производителей |
Garmin | Gnome Linux, Windows Mobile, Palm OS, Symbian |
NavLux, CarteBlanche, Aeroscan |
Garmin |
iGO | Windows CE, Windows Mobile, Apple iOS, Android |
CarteBlanche, Tele Atlas, Navteq |
Navon, Prestigio, Mustek, Altina, Ergo, Magneo |
Навител | Windows Mobile, Windows CE, Android, Symbian, Apple iOS, bada |
Навител, travelGPS | Navitel, EasyGo, Shuttle, Altina, Globex, Globway |
Визиком | Windows CE, Windows Mobile | Визиком | Visicom, Visicom/Altina |
Навигационные карты
Чаще
всего нарекания пользователей вызывают именно карты: недостаточная
детализация, плохая привязка к местности, неучтенность действия дорожных
знаков и разметки, неверная оценка пропускной способности дорог, другие
ошибки и неточности. Разработка карт – очень сложный и дорогостоящий
процесс. Трудно требовать от разработчиков идеального результата, если
учесть, что в нашей стране мало кто приобретает карты честно, а значит
средства на развитие у картографов сильно ограничены. Но конкуренция
делает свое дело – год от года карты становятся точнее. В среднем
обновления выходят раз в квартал.
Основной
показатель, на который нужно ориентироваться при выборе карты –
количество населенный пунктов с адресным поиском. От этого зависит,
сможет ли навигатор привести вас точно по адресу где-нибудь в Жмеринке.
Большинство серьезных разработчиков уже имеют детальные карты с номерами
и даже силуэтами домов (а иногда и 3D-моделями) всех областных центров,
крупных городов и важных туристических центров. Учитывайте, что города с
«названиями улиц» – это не совсем полноценный адресный поиск. Хотя даже
простая сетка дорог – уже лучше, чем просто внешний контур населенного
пункта, но этот параметр детализации на большинстве карт примерно
одинаковый. Кроме того, заявленные данные разработчиков об адресном
поиске могут быть завышены (например, в городе имеются названия улиц и
контуры домов, а нумерация частично или даже полностью отсутствует).
Важнее
– прорисовал ли разработчик дворовые проезды в том городе, который вас
больше всего интересует (например, в котором вы живете), т.е. сможет ли
навигатор привести вас прямо к подъезду нужного вам дома. Правда, и эти
данные не всегда объективны, ведь неизвестно, производил ли разработчик
съемку на местности, или просто перерисовал контуры дворов по
спутниковому снимку, не учитывая повсеместные ныне шлагбаумы и бетонные
блоки поперек проездов.
Также бывает важно в пути быстро найти заправку или гостиницу – за
это отвечает база POI (точек интереса). Чем она больше, тем лучше…
теоретически, ведь вряд ли вам когда-нибудь понадобятся все школы или
агентства недвижимости страны. Всю эту информацию следует проверять на
сайтах разработчиков, поскольку обновления карт выходят часто, и эти
данные постоянно меняются.
Ведущие разработчики автомобильных навигационных карт Украины: «Аэроскан», «Визиком», «КартБланш», «Навлюкс».
Их продукция отличается наилучшей прорисовкой дорожной сети Украины и
самой широкой базой адресного поиска по городам. Отличия обусловлены
разными стратегиями развития. Кто-то уделяет основное внимание лишь
крупным городам, кто-то последовательно и равномерно покрывает
населенные пункты от больших к малым, кто-то тщательнее прорисовывает
развязки на трассах.
Еще один интересный проект – бесплатная карта travelGPS
под «СитиГид», которую разрабатывают и поддерживают энтузиасты на
основе данных самих пользователей. Эта карта отличается высокой
детализацией по Киеву и некоторым другим городам, а также частотой
обновлений и быстротой внесения изменений. Главный недостаток –
несистемность разработки. Какие-то мелкие населенные пункты могут быть
прорисованы подробно, а крупные и важные – очень условно. Для частых
поездок по стране эта карта не подходит, но киевские пользователи
активно используют ее с российской программой «Навител» (стандартная
навителовская карта Украины сильно ей уступает) и с «СитиГидом», который
сейчас пытается наладить полноценный «пробочный» сервис.
Нет так давно глобальный мировой разработчик Navteq,
карты которого используют в частности Nokia, Garmin и iGO, включила в
поставку карт Европы и Украину, но детализация оставляет желать лучшего.
Та же история с картами Украины от другого мирового картографического
монстра Tele Atlas,
которые используются навигаторами TomTom и иногда поставляются с iGO
(обычно российской сборки, где Tele Atlas имеет довольно крепкие
позиции). Есть еще карта украинского разработчика NaTeC,
которую использует российский производитель навигаторов «Автоспутинк»,
но и она пока проигрывает всем конкурентам по детальности прорисовки
дорог. То же можно сказать об онлайновых картах Google Maps и «Яндекс.Карты», которые по умолчанию используются в некоторых смартфонах.
Однозначного ответа на вопрос, какая карта лучше, дать нельзя. У
каждой свои преимущества и недостатки, разное покрытие по разным
регионам. Вчерашний аутсайдер после выхода очередного обновления может
стать лидером.
В начале октября туристический портал Doroga.UA протестировал три
карты от ведущих разработчиков. С результатами вы можете ознакомиться в
статье «Малый чемпионат навигаторов: тест-драйв Doroga.UA». На очереди – расширенный тест с участием всех существующих карт Украины.
Андрей Тычина, Doroga.UA
Задайте нам питання:
Актуальні новини
21.03.2024
Безпечні глибоководні занурення та пригоди на суші: представляємо серію Descent™ Mk3, яка дає можливість обмінюватись повідомленнями під водою Об'єднайте комп'ютер Descent Mk3i з трансивером Descent T2 для зв'язку з дайверами на глибині, користування функцією допомога дайверу та моніторингу тиску в кисневих балонах. |
|
14.03.2024
Garmin опублікувала звіт про передачу сигналів SOS з пристроїв inReach за 2023 рік Компанія надала ключові висновки та результати аналізу тенденцій подачі сигналів SOS до міжнародного координаційного центру Garmin Response℠ з усього світу. |
|
22.02.2024
Garmin представляє Forerunner 165 — прості у використанні бігові GPS-годинники з екраном AMOLED, які зроблять пробіжки яскравішими Новинки у сімействі Forerunner генерують для любителів бігу особисті плани тренувань, надають інформацію про стан здоров'я та відстежують більше спортивних показників. |