Кошик порожній

Куда ведут пиратские карты?

Куда ведут пиратские карты? 22.11.2010

Началось инициированное отечественными картографами наступление Госслужбы борьбы с экономической преступностью на продавцов, торгующих GPS-навигаторами с пиратскими картами.

За последние две недели УБЭП осуществил несколько рейдов на традиционные торговые точки в разных регионах Украины. В Киеве «потрясли» радиорынок на Караваевых дачах, конфисковали 25 навигаторов с пиратскими программами, ноутбук, с которого записывали ПО, и SD-карточки с копиями карт Украины, России и Европы. Продавцам пиратских карт инкриминируют ст. 176 УК Украины – нарушение авторского права и смежных прав. Сроки по этой статье получают, как правило, условные, но бывают исключения. Недавно парнишка с рынка «Петровка», торговавший дисками с обычным графическим редактором, попал за решетку на три года.

Инициатором компании по борьбе с распространением пиратских копий навигационных карт стал один из крупнейших отечественных разработчиков этого продукта – компания «КартБланш Украина», она же дистрибьютор вездесущего мирового навигационного бренда iGo. Объясняют, что допекло. Навигаторы с пиратскими картами продают даже крупные сетевые магазины электроники. Практически все «китайцы» попадают на прилавок с нелицензионным продуктом.

Ирина Екимова, генеральный директор ООО «КартБланш Украина»:

«70-80% поставщиков навигаторов устанавливают на приборы пиратские карты. Мы настаиваем на том, чтобы были установлены карты любого разработчика, но лицензионные. В результате дилеры начали ставить самые простые карты, где есть навигация только по 5-ти городам-миллионникам. Такой продукт попадает в регионы, но как его продать, если на карте нет родного города? И дистрибьюторы на местах добавляют пиратские версии дорогостоящих, подробных карт. А ведь это труд украинских разработчиков, люди «пашут» круглосуточно, свою же зарплату реинвестируют в создание карт. Почему же другие, не вложив ни одной копейки в развитие бизнеса, должны получать прибыль?»

Убытки разработчиков исчисляются вроде бы скромными суммами в сотни тысяч гривен, но это как раз те средства, которых не хватает, чтобы составить грамотные и подробные карты Украины.

«Пиратка» или лицензия?

Для большинства пользователей это вопрос психологии: зачем платить больше, если можно вообще ничего не платить? И на моем компе стоит операционка, не обогатившая Билла Гейца ни на цент. При этом сплю я спокойно, и совесть меня не мучает.

Но разработчики уверяют, что с картами ситуация иная. Покупая «пиратку» мы запускаем руку в карман наших же башковитых и неленивых соотечественников-картографов, которым миллиарды Билла Гейца могут разве что присниться.

Павел Григораш, директор по маркетингу ООО «Навионика»:
«Создание технологичной карты – это всегда дорогостоящий процесс. Отличие от карты без навигации – огромно. Основные статьи расходов включают в себя закупку первичных данных из различных источников, включая качественные спутниковые снимки, данные аэрофотосъемки; полевые исследования пешком и на авто для проверки и актуализации информации, сбора данных для базы точек интереса и построения корректной маршрутизации; мощную техническую базу и коллектив профессиональных картографов для обработки полученных данных. Деньги от продажи лицензионных карт идут на их совершенствование. То есть, пиратство – это главная причина нашего отставания в этом вопросе от американцев и европейцев. Опять же, чем меньше объем продаж карт, тем выше стоимость каждой лицензии».

Крупных разработчиков автомобильных навигационных карт на украинском рынке можно сосчитать на пальцах одной руки: «КартБланш» для платформ iGo и Garmin, «НавЛюкс» и «Аэроскан» исключительно под Garmin, российский производитель «Навител» и отечественный «Визиком». Два последних – с собственными оригинальными платформами, которые не пользуются большой популярностью.

По мнению продавцов, традиционно наиболее подробны, актуальны и разнообразны карты под Garmin. К примеру, «НавЛюкс» предлагает адресный поиск по 275 населенным пунктам Украины, 77 000 точек интереса и более 380 000 км дорог. Контуры домов, дворовые проезды и актуальные правила дорожного движения – само собой разумеется. Немного скромнее показатели у «Аэроскана» – 225 населенных пунктов. Карта от «КартБланш» имеет средний показатель – 248 городов, но она подходит и под Garmin, и под iGo. Тут вопрос скорее к конкретному пользователю – кому-то больше нравится простой интерфейс Garmin, а кому-то навороты и куча дополнительной информации на экране iGo. В активе «Визиком» чуть более 200 городов с полным или частичным адресным поиском, но не очень удобный интерфейс и неоптимальное построение маршрутов. Сильно отстает по покрытию официальная карта «Навител» – всего 32 населенных пункта Украины, правда по ним карты очень детальные.

Зачем платить больше?

За что платит покупатель лицензионной карты? В первую очередь, за надежно работающий продукт. Лицензия подразумевает качественную техническую поддержку и регулярные бесплатные обновления. Причем обновить карту можно через интернет сразу после выхода обновления. Не нужно ждать, когда кто-то ее взломает и выложит в общий доступ на файлообменнике. Опция весьма актуальна, поскольку у всех разработчиков карта Украины далеко не полная и находится в постоянной доработке. К продуктам добавляют все новые и новые населенные пункты, прорисовывают контуры домов, подъездные пути и т.п. К примеру, «НавЛюкс» и «КартБланш» обновляются каждые три месяца, некоторые карты реже – дважды в год.

Павел Григораш, директор по маркетингу ООО «Навионика»:
«Очевидное преимущество «пиратки» – бесплатность. Но, в отличие от лицензионных карт, пиратскую обновить на порядок сложнее. Нужно вникать в суть вопроса, искать версию карты посвежее и т.п. Конечно, это не высшая математика, но далеко не каждый готов этим заниматься. Вот на таких товарищах и наживаются пираты, предоставляя платные услуги по обновлению карт. За несколько обновлений вы фактически оплачиваете пиратам стоимость лицензионной карты, но не получаете лицензию взамен».

Ирина Екимова, генеральный директор ООО «КартБланш Украина»:
«Давайте считать деньги. Лицензионная карта Украины стоит 500-700 грн. в зависимости от качества и разработчика. «Пиратка» – 300-400грн. Разница – 200-300 грн. Обновление происходит каждый квартал. И «Вася с рынка» бесплатно этого делать не будет. За каждое обновление вы заплатите 50-100 грн. И за два года пользования набегают те же 600-700 грн. Именно столько стоит лицензионная карта с двухлетним бесплатным обновлением и оперативной технической поддержкой».

Тем, кого арифметика убедила, «КартБланш» предлагает за полцены поменять пиратские карты iGo на лицензионные.
Даже, если вы весьма щепетильны в вопросах охраны авторских прав и покупаете навигатор в приличном магазине, от «пиратской» карты все равно не застрахованы. Рядовые продавцы-консультанты в этом вопросе, как правило, полные «чайники». Посему разработчики составили подробную инструкцию, как отличить «пиратку» от законопослушной лицензии.

Основные признаки лицензионности

  • брендированная карта памяти (для КПК и коммуникаторов);
  • лицензия программы привязана непосредственно к внутреннему номеру самой карточки (программа не будет работать при перезаписи на другую карту памяти);
  • каждая программа имеет свой индивидуальный номер лицензии с указанием региона, на который она распространяется;
  • запись программы на карточки памяти может производиться только разработчиком программы или его дистрибьютором на основании дистрибьюторского договора;
  • варианта продажи в электронном виде нет;
  • демонстрационные версии разработчиком программы не предусмотрены.

Основные внешние признаки контрафактности

  • наличие нескольких навигационных программ на одном специализированном устройстве;
  • отсутствие бренда на карте памяти (для КПК и коммуникаторов);
  • программа на нескольких навигаторах имеет один и тот же номер лицензии (за исключением навигаоров Mustek iGO2006 Plus);
  • отсутствие оригинальной упаковки;
  • отсутствие инструкции;
  • программа декларируется как «демонстрационная версия»;
  • программа продается в электронном виде;
  • запись программы осуществляется при продаже устройства.

Подробная инструкция по отлову «пираток» вскоре должна появиться на сайте «КартБланша». Компания уже ангажировала для защиты авторских прав опытного юриста, а он в свою очередь взялся проводить мастер-классы для правоохранителей в разных регионах, где учит УБЭПовцев отличить пиратский продукт от лицензионного. Правоохранители на данный момент демонстрируют энтузиазм, а региональные дистрибьюторы, услышав о рейдах, предпочли навигаторы с «левым» картами с полок убрать. Надолго ли?

Ольга Пахарь
www.doroga.ua


Повернення до списку




Задайте нам питання:

Ваше ім'я*
Ваш e-mail*
Повідомлення*
Захист від автоматичних повідомлень
CAPTCHA
Введіть слово на картинці*


Актуальні новини

Garmin Xero C1 Pro: потужний, компактний та простий у використанні хронограф для спортивної стрільби 09.04.2024 Garmin Xero C1 Pro: потужний, компактний та простий у використанні хронограф для спортивної стрільби
За допомогою новітньої технології прилад вимірює швидкість руху боєприпасів у діапазоні від 30 до 1524 метрів на секунду.
Garmin додає нові функції для низки розумних годинників та більше варіантів кольорів для ремінців UltraFit 29.03.2024 Garmin додає нові функції для низки розумних годинників та більше варіантів кольорів для ремінців UltraFit
Нова версія програмного забезпечення Garmin Q1 2024 включає автоматичне перемикання між кількома видами спорту, функцію тренера сну, стрибки на скакалці та багато іншого. Популярні ремінці UltraFit тепер доступні у нових кольорах.
Безпечні глибоководні занурення та пригоди на суші: представляємо серію Descent™ Mk3, яка дає можливість обмінюватись повідомленнями під водою 21.03.2024 Безпечні глибоководні занурення та пригоди на суші: представляємо серію Descent™ Mk3, яка дає можливість обмінюватись повідомленнями під водою
Об'єднайте комп'ютер Descent Mk3i з трансивером Descent T2 для зв'язку з дайверами на глибині, користування функцією допомога дайверу та моніторингу тиску в кисневих балонах.